Национальное управление по азартным играм Румынии (Oficiul Național pentru Jocuri de Noroc, ONJN) является главным регулирующим органом азартных игр в стране. Созданное в 2013 году, ONJN превратилось в авторитетный регулятор, обеспечивающий честность и прозрачность игорной индустрии в одном из крупнейших рынков Восточной Европы.
Уникальное положение
Географическое расположение Румынии на перекрестке Восточной и Центральной Европы определило особую роль ONJN. Будучи членом Европейского Союза с 2007 года, Румыния интегрировала европейские стандарты регулирования в национальное законодательство об азартных играх. Это создало благоприятные условия для развития легального игорного бизнеса и привлечения международных операторов.
Европейский союз пока не имеет единой системы регулирования онлайн-игр и ставок, оставляя отдельным государствам-членам право устанавливать собственные законы и правила. Это привело к разнообразию законов об онлайн-играх по всей Европе, некоторые страны приняли более либеральные подходы, а другие ввели строгий контроль.
Организационная структура
ONJN функционирует как независимый государственный орган под надзором правительства Румынии.
Управление возглавляется президентом и имеет разветвленную структуру департаментов, включая:
- Отдел лицензирования
- Департамент надзора и контроля
- Подразделение по борьбе с отмыванием денег
- Отдел защиты игроков
- Юридический департамент
- Масштабмрование деятельности
ONJN регулирует все формы азартных игр в Румынии, включая:
- Наземные казино
- Букмекерские конторы
- Онлайн-казино
- Лотереи
- Игровые автоматы
- Бинго
В принципе, румынское законодательство об азартных играх разрешает предложение любых игровых продуктов на румынском рынке как в наземной, так и в цифровой/онлайн форме, при условии, что оператор, предлагающий соответствующий продукт, получит необходимые лицензии и разрешения.
По данным регулятора, румынский рынок азартных игр демонстрирует стабильный рост. Так, например, В 2023 году общий оборот индустрии превысил 2 миллиарда евро, что на 15% больше показателя 2022 года.
Процесс лицензирования
ONJN разработал строгую систему лицензирования, включающую несколько обязательных этапов:
- Предварительная оценка
- Проверка финансовой стабильности заявителя
- Анализ деловой репутации
- Оценка технической готовности
- Основной этап
- Подача полного пакета документов
- Внесение лицензионного сбора
- Технический аудит оборудования
- Финальное утверждение
- Проверка систем безопасности
- Тестирование программного обеспечения
- Выдача лицензии
Стоимость лицензии в Румынии варьируется в зависимости от типа деятельности, подробные данные приведены в конце статьи в разделе «Справочная информация».
Защита игроков
ONJN уделяет особое внимание защите прав игроков и предотвращению игровой зависимости.
Ключевые инициативы включают:
- Обязательную возможность самоисключения для проблемных игроков
- Лимиты на депозиты и ставки
- Требования к прозрачной информации о шансах на выигрыш
- Горячую линию помощи игрокам
- Программы ответственной игры
- Технологическая инфраструктура
ONJN внедрил современную систему мониторинга и контроля игорной деятельности.
Все лицензированные операторы обязаны подключаться к централизованной системе контроля, обеспечивающей:
- Отслеживание финансовых транзакций в реальном времени
- Мониторинг игровой активности
- Выявление подозрительных операций
- Контроль выплат выигрышей
- Международное сотрудничество
ONJN активно сотрудничает со следующими международными регуляторами и организациями:
- European Gaming and Betting Association (EGBA)
- Gaming Regulators European Forum (GREF)
- International Association of Gaming Regulators (IAGR)
- Европол и Интерпол (в сфере борьбы с нелегальным гемблингом)
Борьба с нелегальным гемблингом
Регулятор ведет активную борьбу с нелегальными операторами.
Меры противодействия включают:
- Блокировку нелицензированных сайтов
- Штрафы за незаконную деятельность
- Сотрудничество с правоохранительными органами
- Информационные кампании для населения
Финансовые показатели
ONJN обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет. В 2023 году налоговые сборы от игорной индустрии составили более 400 миллионов евро.
Эти средства направляются на:
- Социальные программы
- Развитие спорта
- Культурные проекты
- Программы по борьбе с игровой зависимостью
Перспективы развития
ONJN постоянно совершенствует регуляторную базу в соответствии с развитием технологий и рынка.
Приоритетные направления включают:
- Внедрение блокчейн-технологий для повышения прозрачности
- Усиление мер кибербезопасности
- Развитие систем раннего предупреждения проблемного гемблинга
- Гармонизацию законодательства с требованиями ЕС
Бухарест, 25 апреля 2024 г.: Национальное управление по азартным играм и Ассоциация InfoCons (Организация по защите потребителей) будут сотрудничать, чтобы обеспечить лучшую защиту и просвещение общественности, занимающейся азартными играми.
Заключение
ONJN зарекомендовал себя как эффективный и прогрессивный регулятор, успешно балансирующий между развитием игорной индустрии и защитой общественных интересов. Опыт румынского регулятора демонстрирует, как грамотное регулирование может способствовать развитию легального рынка азартных игр, обеспечивая при этом высокий уровень защиты игроков и противодействия нелегальному гемблингу.
Постоянное совершенствование нормативной базы и внедрение современных технологий позволяет ONJN оставаться одним из ведущих регуляторов в Восточной Европе и всем мире.
Впрочем, несмотря на все достижения, в компании иногда возникают и проблемы. Так, например, в июне 2022 года премьер-министр Чукэ уволил главу ONJN после разоблачений CANCAN.RO. А в ноябре 2021 года президент ONJN и еще 10 сотрудников обвинялись в торговле влиянием, злоупотреблении служебным положением и интеллектуальном подлоге.
Премьер-министр Николае Чукэ занял твердую позицию после того, как CANCAN.RO сделал невероятные разоблачения о банде из Национального управления по азартным играм (ONJN). Таким образом, босс азартных игр Тудор Симота был уволен всего через четыре дня работы!
Справочная информация
Налоги на азартные игры онлайн в Румынии:
Оператор онлайн-гемблинга должен платить ежегодный лицензионный сбор в размере 300 000 евро в год.
Налог на получение разрешения на азартные игры в Интернете также уплачивается ежегодно и составляет 21% от дохода, полученного от азартной деятельности (GGR), но не менее 400 000 евро в год.
Основные административные налоги за подачу заявления и получение онлайн-лицензии класса 1 следующие: (i) 3500 евро за анализ файла, уплачиваемый при подаче документации для получения лицензии в Национальное управление по азартным играм; и (ii) единовременный налог, уплачиваемый за выдачу лицензии, в размере 10 500 евро (этот налог также применяется к поставщикам услуг B2B, имеющим лицензию класса 2 и т. д.).
Кроме того, лицензированные онлайн-операторы должны будут вносить ежегодный взнос в размере 500 000 евро в программу социальной ответственности в сфере азартных игр, которая была создана совместно с Национальным управлением по азартным играм для профилактики игровой зависимости.
Также, для покрытия риска неуплаты обязательств в государственный бюджет операторы азартных игр в Интернете должны создать гарантийный фонд. На 2024 год уровень гарантии для азартных игр в Интернете будет рассчитываться в соответствии с уровнем доходов организатора — например, если уровень доходов составляет до 5 000 000 евро в год, уровень гарантии составит 500 000 евро; а для деятельности онлайн-казино — 1 000 000 евро. С 1 января 2025 года гарантия составит 2 000 000 евро независимо от уровня доходов организатора (в то время как для онлайн-казино уровень гарантии составит 5 000 000 евро).